Прогнозирование социальных процессов. Теоретико-методологические аспекты
Страница 1

Информация » Проблемы и перспективы социального прогнозирования информационных компаний » Прогнозирование социальных процессов. Теоретико-методологические аспекты

Прогнозирование это поиск, путь от незнания к знанию, предвидение того, что на сегодня отсутствует, но что может быть. Способность представить будущее, мощное оружие. Оно расширяет право выбора: маневрирование, нахождение оптимальных вариантов деятельности человека как в практике, так и в науке

Ныне перед учеными и практиками встает необходимость осознать возможности влияния человека на развитие общества, мира в целом, уточнить соотношение объективных процессов и субъективной роли человеческого воздействия на них. А следовательно от этого зависит и концептуальное видение будущего, его прогнозирование. Или это лишь обозначение развивающихся тенденций и предполагаемый на их основе прогноз, или это прогноз с учетом возможностей и необходимости влияния человека на обозначившиеся тенденции развития в соответствии с современными представлениями и убеждениями, на основе интеллектуальной культуры.

Человеческая история порождает парадокс: растущая и поощряемая активность человеческого разума, воплощаемая в практически - преобразовательной деятельности, влечет за собой разрушение той среды, в которой мы живем и частью которой являемся сами.

Поэтому с учетом достигнутого уровня знаний и накопленного опыта новому осмыслению и анализу подлежит историческая миссия человека: необходимость развития тех или иных сфер; обоснованность тех или иных критериев разумности и рациональности человеческой деятельности. Стремление постичь незнаемое позитивно, но необходимо, как говорил И. Фихте, «полагание границы самому себе», т. е. соотношение между желаемым и разумно необходимым.

Не претендуя на исчерпывающее освещение обозначенной проблемы, в данном случае подчеркивается роль и значение методологии социального прогнозирования и моделирования. Рассмотрение ее возможно на основе общего понятия «методология» и понятий «интеллект» и «культура».

Для анализа и предвидения общественных процессов, что является объектом прогностических исследований, необходима определенная методологическая система. Ведь цели и идеалы, интересы и стремления меняются в ходе общественного развития. Попытки сегодня оценивать их без учета конкретно-исторического этапа носят субъективный характер, зачастую они "неистеричны". Отсутствие объективного анализа прошлого влечет за собой неверное толкование настоящего, неспособность "заглянуть" в будущее и тем более предвидеть его.

Во-первых, качественно по иному начинает выглядеть проблема прогнозирования: будущие формы существования системы всегда не те, которые имеют тот или иной доминирующий ареал распространения, но те, которые не получили развития в резонансе субъективных и объективных предпосылок своей реализации. Если "ключ к анатомии обезьяны в анатомии человека", а ключ к неразвитым обществам в развитом, к прошлому в настоящем, то ключ к будущему в прошлом, - в не получивших развитие формах. Именно они имеют неисчерпанный пока потенциал развития, именно там наблюдается разрежение социального энергетического поля, именно туда должна идти энергия общества или в ложной форме, которая опять не приведет к результату, или в истинной форме, которая и приводит к положительному - на плавной волне эволюции - импульсу развития.

Во - вторых, меняется картина структурно - функционального подхода к анализу поведения системы в данном нам для жизни историческом отрезке времени, возникают подходы к выработке объективных критериев оценки истинности логико-категориального аппарата социальной науки и строгие критерии соответствия управленческих решений масштабу общности, которой они касаются.

Ныне возникает потребность в новой объяснительной и социально-диагностической парадигме, позволяющей отслеживать и обнажать психо-антропологические и социально-экологические начала социально значимых процессов и явлений. Такая парадигма должна быть междисциплинарной, иметь одну исходную платформу и опираться, по меньшей мере, на три типа знаний, в том числе уже накопленных в науке.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Опыт гендерной экспертизы учебной литературы по социологии и политологии
В России впервые тема гендерной дискриминации в учебных пособиях была озвучена в 1991 г., когда на русском языке вышла в свет работа А. Мишель «Долой стереотипы! Преодолеть сексизм в школьных учебниках» [39]. Вслед за ней стали появлятьс ...

Будущее семьи
По мнению ряда исследователей[15], современная российская семья находится в процессе модернизации, суть которого в переносе “центра тяжести” в системе взаимодействий “социум-семья-индивид” с общества на индивида. На первый план выходит у ...

История развития социальной и медицинской модели
Независимо от степени развития общества, в нем всегда были люди, особо уязвимые в силу ограниченности своих физических или психических возможностей. Историки отмечают, что в античном мире рассуждения об аномалиях и болезнях не отделялись ...