Прогнозирование социальных процессов. Теоретико-методологические аспекты
Страница 1

Информация » Проблемы и перспективы социального прогнозирования информационных компаний » Прогнозирование социальных процессов. Теоретико-методологические аспекты

Прогнозирование это поиск, путь от незнания к знанию, предвидение того, что на сегодня отсутствует, но что может быть. Способность представить будущее, мощное оружие. Оно расширяет право выбора: маневрирование, нахождение оптимальных вариантов деятельности человека как в практике, так и в науке www.edubrilliant.ru

Ныне перед учеными и практиками встает необходимость осознать возможности влияния человека на развитие общества, мира в целом, уточнить соотношение объективных процессов и субъективной роли человеческого воздействия на них. А следовательно от этого зависит и концептуальное видение будущего, его прогнозирование. Или это лишь обозначение развивающихся тенденций и предполагаемый на их основе прогноз, или это прогноз с учетом возможностей и необходимости влияния человека на обозначившиеся тенденции развития в соответствии с современными представлениями и убеждениями, на основе интеллектуальной культуры.

Человеческая история порождает парадокс: растущая и поощряемая активность человеческого разума, воплощаемая в практически - преобразовательной деятельности, влечет за собой разрушение той среды, в которой мы живем и частью которой являемся сами.

Поэтому с учетом достигнутого уровня знаний и накопленного опыта новому осмыслению и анализу подлежит историческая миссия человека: необходимость развития тех или иных сфер; обоснованность тех или иных критериев разумности и рациональности человеческой деятельности. Стремление постичь незнаемое позитивно, но необходимо, как говорил И. Фихте, «полагание границы самому себе», т. е. соотношение между желаемым и разумно необходимым.

Не претендуя на исчерпывающее освещение обозначенной проблемы, в данном случае подчеркивается роль и значение методологии социального прогнозирования и моделирования. Рассмотрение ее возможно на основе общего понятия «методология» и понятий «интеллект» и «культура».

Для анализа и предвидения общественных процессов, что является объектом прогностических исследований, необходима определенная методологическая система. Ведь цели и идеалы, интересы и стремления меняются в ходе общественного развития. Попытки сегодня оценивать их без учета конкретно-исторического этапа носят субъективный характер, зачастую они "неистеричны". Отсутствие объективного анализа прошлого влечет за собой неверное толкование настоящего, неспособность "заглянуть" в будущее и тем более предвидеть его.

Во-первых, качественно по иному начинает выглядеть проблема прогнозирования: будущие формы существования системы всегда не те, которые имеют тот или иной доминирующий ареал распространения, но те, которые не получили развития в резонансе субъективных и объективных предпосылок своей реализации. Если "ключ к анатомии обезьяны в анатомии человека", а ключ к неразвитым обществам в развитом, к прошлому в настоящем, то ключ к будущему в прошлом, - в не получивших развитие формах. Именно они имеют неисчерпанный пока потенциал развития, именно там наблюдается разрежение социального энергетического поля, именно туда должна идти энергия общества или в ложной форме, которая опять не приведет к результату, или в истинной форме, которая и приводит к положительному - на плавной волне эволюции - импульсу развития.

Во - вторых, меняется картина структурно - функционального подхода к анализу поведения системы в данном нам для жизни историческом отрезке времени, возникают подходы к выработке объективных критериев оценки истинности логико-категориального аппарата социальной науки и строгие критерии соответствия управленческих решений масштабу общности, которой они касаются.

Ныне возникает потребность в новой объяснительной и социально-диагностической парадигме, позволяющей отслеживать и обнажать психо-антропологические и социально-экологические начала социально значимых процессов и явлений. Такая парадигма должна быть междисциплинарной, иметь одну исходную платформу и опираться, по меньшей мере, на три типа знаний, в том числе уже накопленных в науке.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Возрастные аспекты суицидологии
Ежедневно более 1000 молодых людей пытаются совершить суицид. Самоубийство является второй по частоте причиной смерти в молодости, а если учесть самоубийство, замаскированные под другие виды насильственной смерти, то, возможно, и первой. ...

Анализ анкетирования старшеклассников
Современная молодежь расставила свои приоритеты в выборе будущей профессии. И не смотря на то, что не все ученики старших классов определились со своим приближающимся поступлением в ВУЗ, они легко могут ответить на вопросы о том, какая п ...

Г.Спенсер (1820-1903) и органическая школа в социологии
Спенсер потратил много усилий, определяя специфические черты «социального организма» и выявлял общие системные принципы, делающие его похожим на биологические системы: 1. Общество, как и биологический организм, наращивает массу (численно ...