Теория социального обмена
Страница 1

Во второй половине XX века в американской социологии получает распространение теория социального обмена (или социального действия) – направление в современной социологии, рассматривающее обмен различными социальными благами как фундаментальную основу общественных отношений, на которой вырастают различные структурные образования. Авторами этой теории стали Дж. Хоманс (1910 г.р.) и П. Блау (1918 г.р.). сегодня Новости и мира

Согласно Хомансу, социология явилась результатом естественного развития психологии, поэтому в социологии в конечном счете возможен только один тип объяснения – психологический. Вследствие чего центральной категорией его социологии является категория социального действия. Понять закономерности социального действия – значит решить главную задачу социологии. Социальное действие, по Хомансу, это процесс обмена, который строится по принципу рациональности: его участники стремятся получить наибольшую выгоду и минимизировать свои затраты. Для объяснения механизма социального действия Хоманс предлагает использовать пять основных гипотез. Первая гипотеза – гипотеза успеха – гласит: если при совершении определенного действия человек получает награду, он стремится это действие повторить. Чем чаще действие вознаграждается, тем с большей вероятностью человек воспроизводит это действие. Соответственно, действия, которые не вознаграждаются, не имеют тенденции к повторению. Если ранее вознаграждаемое действие при повторении не вознаграждается, то оно больше не воспроизводится. В этом случае говорят, что способ поведения «гасится».

Гипотезу успеха Хоманс дополняет введением еще одной переменной – регулярности получения вознаграждения. Если какое-либо действие вознаграждается регулярно, через определенные промежутки времени, то тенденция к повторению этого действия слабее, чем в том случае, когда вознаграждение нерегулярно. Вторая гипотеза – гипотеза стимула – основывается на том, что деятельность человека разворачивается не в пустом пространстве, а в конкретных ситуациях. Характеристики ситуации, или «сопутствующие обстоятельства», – обстановку, время – Хоманс называет стимулами.

Гипотеза стимула гласит: если в определенной ситуации определенное действие было успешным, то в будущем в похожей ситуации, в аналогичной обстановке человек будет вести себя сходным образом. Эта гипотеза основана на способности человека к обобщению (генерализации), что означает: однажды усвоенное поведение применяется в сходных ситуациях.

Третья гипотеза – гипотеза ценности – состоит в том, что не все награды, не все результаты действия имеют для человека одинаковое значение. Отсюда чем ценнее вознаграждение, тем выше вероятность соответствующего действия.

Четвертая гипотеза – гипотеза «голодания – насыщения» – гласит: человек нуждается в поощрениях и наградах, однако чем чаще в недавнем прошлом он получал определенные вознаграждения, тем быстрее у него развивается привыкание к ним (насыщение) и тем менее ценным будет для него каждое последующее такое вознаграждение.

Пятая гипотеза – гипотеза «фрустрации – агрессии» – отдает дань роли эмоций в человеческом действии. По Хомансу, если личность не получает в результате своего действия ожидаемой награды или неожиданным образом «штрафуется», наказывается, то она возмущается, негодует, и в состоянии негодования наибольшей ценностью для нее становится само агрессивное поведение.

Исходным положением теории П. Блау является тезис, что людям необходимы многообразные виды вознаграждений, получить которые они могут только взаимодействуя с другими людьми. Люди, согласно Блау, вступают в социальные отношения, поскольку ожидают, что будут вознаграждены, и продолжают эти отношения потому, что получают то, к чему стремятся. Вознаграждением в процессе социального взаимодействия может быть социальное одобрение, уважение, статус, а также практическая помощь.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Формальные и неформальные лидеры в группе. Групповые нормы, ценности
Неформальный лидер - тот, кто в силу разнообразных причин имеет большое влияние в группе (организации) вне зависимости от своей должности. Три основных стиля лидерства: Силовик, Тактик, Мотиватор. С одной стороны, навык неформального лид ...

Виды опроса
В социологии различают два типа анкетного опроса - сплошной и выборочный. Разновидностью сплошного опроса выступает перепись, при которой опрашивается всё население страны. С начала XIX века в европейских странах периодически проводятся ...

Целесообразность повышения возраста выхода на пенсию и занятость пенсионеров
На основе детального анализа целого ряда массивов эмпирических данных был обоснован ряд выводов, свидетельствующих об экономической и социальной нецелесообразности повышения пенсионного возраста в России в обозримом будущем, а также зафик ...