Эмпирическая социология США первой половины XX века
Страница 2

Попытку создать приемлемую для эмпирических исследований теорию предпринял в начале 1930-х годов ведущий социолог Чикагского университета Дж.Г. Мид (1863 – 1931). В своей теории «социального взаимодействия» он рассматривал непосредственное взаимодействие между людьми как обмен жестами и их истолкование. Однако слишком широкая картина связей между индивидом и обществом, представленная в этой теории, затрудняла ее применение в эмпирической социологии.

После ряда неудачных попыток создания теории, обращенной к потребностям эмпирической социологии, значительная часть социологов стала уповать на то, что социологическая теория может появиться в ходе накопления определенного количества эмпирических данных. Необходимо только, анализируя эти данные, использовать общенаучный метод исследования, максимально приспособленный к специфике социологии как науки. Эту позицию наиболее последовательно выразил в конце 1930-х гг. Дж. Ландберг (1895-1966) в работе «Основания социологии». Он рассматривал социологический метод как совокупность логических принципов и исследовательских нормативов, обеспечивающих реализацию в социологии правил изучения объективной реальности естественными науками. Идеалом научного познания он считал физику. Истолкование социологических проблем в терминах физической науки позволяет, по его мнению, более строго выделить область социологического исследования и сформулировать необходимые для эмпирической социологии гипотезы. Объектом социологического анализа у Ландберга был только коллектив, а общество оставалось сложным агрегатом, состоящим из отдельных коллективов.

В конце 1940-х – начале 1950-х годов получила распространение более умеренная методологическая концепция, которую выдвинули П. Лазарфельд (1901 – 1976) и С. Стауффер (1900 – 1960). В ней сохраняется идея единства метода естественных и социальных наук. Социология провозглашается нейтральной социальной наукой. Методологию они рассматривают как аналитическую деятельность, решающую две важнейшие задачи: уточнение смысла и значения используемых в социологических исследованиях принципов и понятий и критический анализ существовавших и существующих социологических теорий для определения их эмпиричности. Лазарфельд и Стауффер использовали принцип верификации (возможности проверки истинности теории путем соотнесения ее с определенной системой) в качестве критерия отделения научного социологического знания от обыденного и философского, а также как инструмент формирования социологической теории.

В 40-е – 50-е годы XX в. эмпирическая социология в США смогла достичь нового уровня развития во многом благодаря влиянию на нее метода структурно-функционального анализа, разрабатывавшегося в эти годы Т. Парсонсом и его последователями. Но понятийный аппарат в «теории социального действия» Парсонса был мало приспособлен для проведения эмпирических исследований. Понадобилась специальная модификация ключевых понятий структурного функционализма, которая продолжается в настоящее время с учетом тех достижений в области эмпирических социологических исследований, каких добились социологи самых различных школ и направлений.

Страницы: 1 2 


Статьи по теме:

Социально-педагогические факторы
Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ре ...

Влияние самооценки и состояния тревожности на социальную адаптацию подростков
Мы выяснили, что воспитание в семье и школе, сами родители и учителя влияют на протекание процесса развития личности подростка, на становление его самосознания, Я - концепции, самооценки. Как записала Захарова А.В.: «самооценка - важнейш ...

Принципы и нормы международного права
Основные принципы международного права представляют собой наиболее общие нормы международного права, определяющие его главное содержание и характерные черты, обладающие высшим политическим, моральным и юридическим авторитетом. Принципы о ...