ЗаключениеСтраница 1
Проведенный теоретический анализ позволяет сделать вывод о том, что язык представляет собой самое емкое и распространенное средство передачи информации, играет принципиальную роль в функционировании человеческого общества, развитии культуры. Языком нельзя овладеть вне социального взаимодействия; в нем имеются определенные правила; он создает и организует опыт и функционирует на основе значений, принятых в среде говорящих на нем людей. Язык синтезирует разные аспекты жизни человека – социальные, культурно-исторические, психологические, эстетические и др.
Язык – не только отражение реальности, бытия, традиций и нововведений общественной жизни, он диктует определенные стереотипы, а также навязывает модели поведения и оценки действительности.
Теоретическое исследование показало, что главная цель лингвистики состоит в разоблачении патриархата – мужского доминирования в системе языка и в изменении языка. В феминистской критике языка просматриваются два течения: первое относится к исследованию языка с целью выявления асимметрий в системе языка, направленных против женщин. Эти асимметрии получили название языкового сексизма. Второе направление феминистской критики языка – исследование особенностей коммуникации в однополых и смешанных группах, в основе которого лежит предположение о том, что на базе патриархатных стереотипов, отраженных в языке, развиваются разные стратегии речевого поведения мужчин и женщин. В языке фиксируется подчиненность женщины в идее культурно обусловленных стереотипов. Они влияют на социальное поведение, в том числе на речевое, и на процессы социализации.
В целом, феминистская критика обосновывает, что язык фиксирует картину мира с мужской точки зрения, поэтому не только антропоцентричен (ориентирован на человека), но и андроцентричен (ориентирован на мужчину). Все это свидетельствует о гендерной асимметрии в языке – неравномерной представленности в языке лиц разного пола.
В ходе анализа гендерных отношений в языке мы выявили, что сексистские тенденции наблюдаются во всех исследованных на сегодня языках. При этом отмечаются следующие всеобщие закономерности их проявления:
Мужское начало воспринимается как общественная норма, а женское – как отклонение от нее.
Мужское ассоциируется с положительным, а женское с отрицательным.
Мужское доминирует в языке, а женское же «невидимо», но визуально.
Исследования различных культур показывает, что дискриминация в языке может проявляться в трех основных формах: а) игнорирование; б) стереотипизирование; в) недооценивание, обесценивание.
В целом при изучении проблемы взаимоотношения языка и гендера можно выделить три магистральных подхода.
Первый, чисто гендерный, подход сводится к трактовке исключительно социальной природы языка женщин и мужчин. Нацелен на выявление тех семантических различий, которые можно объяснить особенностями перераспределения социальной власти в обществе, при этом язык определяется как некая функциональная производная от основного языка, используемая в тех случаях, когда партнеры по речи находятся на разных ступенях социальной иерархии.
Статьи по теме:
Деятельность детских социальных приютов в советское время
К началу 20 века сложилась стройная система социальной помощи детям, охватывающая значительный даже по современным меркам процент обездоленных детей и подростков. По идеологическим соображениям этот факт долгое время замалчивался советско ...
Независимая жизнь как методология социальной реабилитации. Методология
медицинской и социальной модели
Согласно медицинской модели, человек с нарушениями психофизического и интеллектуального развития считается больным. Это означает, что такой человек рассматривается с точки зрения перспективы медицинской помощи и определения способов возмо ...
Эмпирическая социология США первой половины XX века
Эмпирическое направление, возникшее в рамках западной социологии в XX в., явилось в известном смысле противопоставлением теоретическим построениям классической социологии XIX в.
Становление эмпирической школы было связано с попытками пре ...