Идеология "узколобых"
В "узколобых" индустриальных хозяйствах богатство измерялось, как правило, количеством товаров. Центральным в хозяйстве считалось производство продукта. Обслуживающая и символическая деятельности считались непродуктивными, хотя и неизбежными. Производство товаров - автомобилей, радиоприемников, тракторов, телевизоров - считалось "мужским" или крутым и ассоциировалось с такими словами, как практичный и трезвый. Производство знаний или обмен информацией с пренебрежением именовались "ворошением бумаги".
Из такой позиции проистекал целый ряд выводов. Например, что "производство" - это комбинация материальных ресурсов, машин и мускулов . что самые главные достоинства фирмы - материальные . что национальное богатство подкрепляется в первую очередь торговлей товарами . что торговля услугами важна только потому, что она облегчает торговлю товарами . что высшее образование не нужно, разве что узко профессиональное . что исследовательская работа легкомысленна и что свободные ремесла неуместны или того хуже - вредны для успеха бизнеса. Одним словом, то, что ценилось, и было сутью ценностей.
Идеалы, подобные этим, никоим образом не были ограничены рамками капитализма. Их аналогии имелись и в коммунистическом мире. В любом случае, у марксистских экономистов были более тяжелые условия для внесения "широколобой" работы в свою схему, и "социалистический реализм" в искусстве производил тысячи портретов счастливых рабочих, изображая напряжение их шварценеггероподобных мускулов на фоне зубчатых колес, дымовых труб и паровых локомотивов. Восхваление пролетариата и теория, гласящая, что пролетариат - авангард перемен, отразили принципы "узколобого" хозяйства.
Накапливаясь, эти идеалы становились больше чем неразберихой отдельных мнений, предположений и позиций. Они, по-видимому, сформировали самооправдываемую идеологию, разновидность крутого материализма - хрупкий, но торжествующий "материализм"! Действительно, материализм был идеологией массового производства Второй Волны.
В то время материализм мог иметь смысл. Сегодня, когда стоимость большинства продуктов зависит от знания, вложенного в них, это и реакционно, и неразумно. Любая страна, придерживающаяся политики, основанной па материализме, приговаривает себя к превращению в Бангладеш двадцать первого века.
Статьи по теме:
Распространение гуманистического сознания в обществе
Сущность гуманизма — в человеколюбии, в утверждении ценности человеческой личности, ее права на счастье, в признании человеческой солидарности и общечеловеческих нравственных идеалов. Гуманизм требует ставить интересы человека выше любых ...
Развитие социальных функций местной власти. Сущность и
формы социальных функций местной власти
Сущность, формы и содержание социальных функций местной власти обусловлены характером общественно-политической и социально-экономической организации общества. Общественные потребности в качественном и своевременном разрешении проблем жизн ...
Маргиналы в творчестве М.А. Булгакова
В России практически не было классов и социальных групп, чьи интересы совпадали бы с интересами коммунистов. Как же тогда последние победили? Ведь если Советская власть «висела в воздухе» (популярное эсеровское определение), то шансов на ...