Статус социального работника в пенитенциарной системе

Информация » Особенности технологий социальной работы в пенитенциарных учреждениях » Статус социального работника в пенитенциарной системе

Руководствуясь международными стандартами, пенитенциарная система должна служить общепринятой цели

– перевоспитанию в соответствии с социальными нормами и ценностями человека, совершившего противоправное деяние и получившего наказание в виде лишения свободы, а также предупреждению совершения им повторного преступления. Определены международные требования к обращению с заключенными, их содержанию под стражей. Они отражены в Минимальных стандартных правилах ООН обращения с заключенными (1955 г.), Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988 г.), Правилах ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 г.), Европейских тюремных правилах (1987 г.) и др.

В мировой практике достижение целей и соблюдение правил пенитенциарной системы возлагается на коллектив специалистов. Части 1, 2 ст. 49 Минимальных стандартных правил ООН по обращению с заключенными дают перечисление обязательного штата работников для пенитенциарных учреждений. В этом перечне – учителя, преподаватели ремесленных дисциплин, психиатры, психологи – стоят в одном ряду с социальными работниками. Следовательно, социальный работник имеет особый правовой статус – это самостоятельная профессия, предметом деятельности которой является решение задач во всем комплексе уголовно – исполнительной политики. Статья 61 тех же Правил указывает функции социального работника в исправительном учреждении:

– поддержка и укрепление социально полезных связей с семьей;

– поддержка и укрепление социально полезных связей с социальными (общественными) организациями;

– защита гражданских интересов осужденных;

– защита прав осужденных на социальное обеспечение и другие социальные льготы.

Особенностью российской практики становления социальной работы с заключенными является то, что ее содержание и методы основаны на отечественном и зарубежном опыте содержания заключенных. Изменяющиеся социально – экономические, политические условия, динамика численности заключенных и их разнообразный состав, сложившиеся традиции в отношении этой категории граждан обусловливают формирование моделей социальной работы в пенитенциарных учреждениях с учетом функций, направлений и форм этой работы и тех социальных ожиданий, которые предъявляются институту социальной работы. Поэтому в разработке функций и технологий профессиональной деятельности специалистов этого направления целесообразно исходить из того, чем, какими ресурсами они располагают для оправдания этих ожиданий. А именно: исторического опыта, состояния системы учреждений и условий содержания заключенных, особенностей и проблем данной категории как целевой группы социальной работы, перспективных технологий вмешательства.


Статьи по теме:

Выводы и рекомендации
Включение России в мировые процессы, интеграция в экономическое, политическое и социально-информационное пространство индустриально развитых стран сопровождается научно-техническими, экономическими, социальными и культурными изменениями, ...

Социально-психологическая помощь и меры борьбы с алкоголем
В зависимости от проблемы, типа семьи, внешних обстоятельств разрабатывается своя социально – психологическая помощь; - это своеобразный процесс этапов, стадий деятельности, связанных с определенным содержанием: · необходимо выявить кака ...

Особенности российской модели воспроизводства населения
Демографический переход в России начался позже, чем в Европейских странах. Примерно с середины 1890-х годов, когда было отмечено увеличение темпов ежегодного прироста населения с 1% в год до 1,8%-1,9%. Однако полувековое отставание было к ...