Статус социального работника в пенитенциарной системе

Информация » Особенности технологий социальной работы в пенитенциарных учреждениях » Статус социального работника в пенитенциарной системе

Руководствуясь международными стандартами, пенитенциарная система должна служить общепринятой цели

– перевоспитанию в соответствии с социальными нормами и ценностями человека, совершившего противоправное деяние и получившего наказание в виде лишения свободы, а также предупреждению совершения им повторного преступления. Определены международные требования к обращению с заключенными, их содержанию под стражей. Они отражены в Минимальных стандартных правилах ООН обращения с заключенными (1955 г.), Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988 г.), Правилах ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 г.), Европейских тюремных правилах (1987 г.) и др.

В мировой практике достижение целей и соблюдение правил пенитенциарной системы возлагается на коллектив специалистов. Части 1, 2 ст. 49 Минимальных стандартных правил ООН по обращению с заключенными дают перечисление обязательного штата работников для пенитенциарных учреждений. В этом перечне – учителя, преподаватели ремесленных дисциплин, психиатры, психологи – стоят в одном ряду с социальными работниками. Следовательно, социальный работник имеет особый правовой статус – это самостоятельная профессия, предметом деятельности которой является решение задач во всем комплексе уголовно – исполнительной политики. Статья 61 тех же Правил указывает функции социального работника в исправительном учреждении:

– поддержка и укрепление социально полезных связей с семьей;

– поддержка и укрепление социально полезных связей с социальными (общественными) организациями;

– защита гражданских интересов осужденных;

– защита прав осужденных на социальное обеспечение и другие социальные льготы.

Особенностью российской практики становления социальной работы с заключенными является то, что ее содержание и методы основаны на отечественном и зарубежном опыте содержания заключенных. Изменяющиеся социально – экономические, политические условия, динамика численности заключенных и их разнообразный состав, сложившиеся традиции в отношении этой категории граждан обусловливают формирование моделей социальной работы в пенитенциарных учреждениях с учетом функций, направлений и форм этой работы и тех социальных ожиданий, которые предъявляются институту социальной работы. Поэтому в разработке функций и технологий профессиональной деятельности специалистов этого направления целесообразно исходить из того, чем, какими ресурсами они располагают для оправдания этих ожиданий. А именно: исторического опыта, состояния системы учреждений и условий содержания заключенных, особенностей и проблем данной категории как целевой группы социальной работы, перспективных технологий вмешательства.


Статьи по теме:

Образование, средства массовой информации как институты социализации
В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования. Накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции должны быт ...

Приложения
Приложение А Программа прикладного исследования Проблемная ситуация: В современном мире наблюдается тенденция, когда сексуально-эротическое поведение и мотивация эмансипируются от репродуктивной биологии, связанной с продолжением рода, ...

Методический
Статистика рынка товаров и услуг: Учебник. – 2-е изд. перераб. и доп. / И.К. Беляевский, Г.Д. Кулагина, Л.А. Данченок и др.; Под ред. И.К. Беляевского. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 656 с. [3]. Эта книжка была рассмотрена мной, глав ...