Что же такое прогресс?Страница 3
Если сохранение человечества — исходный и необходимый (но недостаточный) критерий, то создание социальных условий, предоставляющих каждому возможность жить свободно и счастливо (в соответствии с исторически изменяющимися общечеловеческими идеалами свободы и счастья) — высший и достаточный критерий общественного прогресса. Человек — главная ценность общества, и прогресс только тогда действительно прогресс, когда он способствует улучшению жизни людей. «Все прогрессы реакционные, если рушится человек» (А. Вознесенский).
Общественный прогресс — это такое развитие общества!, которое направлено на создание условий для дальнейшего существования человечества и для свободной и счастливой жизни каждого человека.
Отвечает ли развитие человеческого общества этому определению? Происходят ли на самом деле в обществе исторические перемены, которые соответствуют указанным критериям и, следовательно, являются прогрессивными? Есть основания ответить на эти вопросы утвердительно.
Конечно, исторический прогресс сложен и противоречив. Это не триумфальное шествие и не праздник. Он наполнен внутренним драматизмом, а порою даже трагичен. И не только потому, что он пробивает себе дорогу в борьбе с регрессивными тенденциями и реакционными общественными силами, но еще и потому, что даже самые бесспорные прогрессивные перемены в жизни людей внутренне противоречивы и сопровождаются большими или меньшими утратами. Приводя в общем и целом к улучшению жизни, прогресс вместе с тем требует от людей каких-то жертв.
Как индивид, взрослея, утрачивает детские наивные радости, так и человечество, вооружаясь наукой и техникой, лишается многого, что волновало и радовало предков. Мы получили возможность летать на комфортабельных авиалайнерах, но лишились удовольствия от езды на лихой ямщицкой тройке. У нас появились ди-джеи, но исчезли скоморохи.
К размышлению. Люди старшего поколения часто не приемлют новые веяния в моде, в образе мышления и поведения, в живописи, в музыке. Нередко можно слышать их сетования по поводу того, что молодежь стала хуже, что в их время нравственность была выше, и т. д. Всегда ли они неправы? Было бы несправедливо называть противниками прогресса и реакционерами всех тех, кому дороги старые, привычные формы жизни, кто предпочитает их новым и непривычным. Многие представители северных народов в нашей стране вовсе не хотят во имя приходящего к ним в тундру технического прогресса расставаться с образом жизни своих предков и менять наследственные занятия оленеводством или рыболовным промыслом на заводской труд, на работу шахтеров и нефтяников. Это их право.
Прогресс нельзя навязывать силой. Чтобы двигаться по пути прогресса, люди должны идти на какие-то потери сознательно, по собственному убеждению. Поэтому прогресс нельзя искусственно подгонять, форсировать. Люди должны быть психологически готовы к нему и желать его.
Мао Цзэдун однажды в разговоре с Хрущевым сказал, что, может быть, надо уничтожить в ядерной войне одну половину человечества, чтобы привести к коммунизму другую половину. Это совершенно чудовищное понимание прогресса, противоречащее самой его сути. Но всегда ли прогресс делается «чистыми руками»? Оправдывает ли в нем цель средства? Может ли быть достигнута прогрессивная цель применением неправедных, негуманных средств? Или же прогрессивными должны быть не только цели, но и средства прогресса?
В истории общества до сих пор создание условий для счастья одних людей достигалось в значительной мере за счет угнетения, порабощения и истребления других. Пути прогресса нередко были залиты слезами, потом и кровью, и это делало его подобным «тому отвратительному языческому идолу, который не желает пить нектар иначе, как из черепов убитых». Человечеству непросто и нелегко дается процесс самоорганизации и самосовершенствования. В книге истории есть немало трагических страниц. Но все же в целом эта книга повествует о том, как людям удавалось, хотя и ценой больших жертв, улучшать условия общественной жизни. Будем надеяться, что наши потомки намного превзойдут нас в умении добиваться этого.
Статьи по теме:
Образование,
коммуникация, средства массовой информации как социальные институты
Для того, чтобы лучше понять роль и место социального института образования в современном индустриальном обществе, специфику выполняемых им функций, следует кратко рассмотреть эволюцию системы образования.
В примитивных, первобытных обще ...
Понятие нормы
Понятие нормы определяется разными исследователями по-разному. Но самым показательным примером является, пожалуй, схема нормальной личности по К. Леонгарду. Центром этой схемы являются задатки как анатомофизиологические предпосылки для ра ...
Трудовая мотивация как фактор выбора профессии
Большинство ученых, занимающихся исследованием трудовой мотивации, и руководителей предприятий разделяют мнение, что люди работают по найму, чтобы получить прежде всего материальное вознаграждение. Однако мнения расходятся, когда встает б ...