Регионализация и муниципализация социальной политики
Страница 2

Информация » Социальная политика в государственном и муниципальном управлении » Регионализация и муниципализация социальной политики

Перераспределение компетенции и ответственности между структурными уровнями государства началось с ломки сложившейся в СССР системы обеспечения социальных благ и предоставления социальных услуг. В СССР, где основными субъектами удовлетворения социальных потребностей были предприятия и организации, содержащие значительную часть социальной инфраструктуры (жилищный фонд, детские дошкольные учреждения, спортивные и культурные сооружения, школы и рекреационные объекты), существовала жесткая привязка социальной политики к территории и финансовым возможностям.

Муниципализация социальной сферы создала новую систему отношений как по вертикали (федерация – регион – муниципальное образование), так и по горизонтали (местные органы власти – предприятие – население). При этом вертикальные отношения стали определяющими, поскольку это, прежде всего бюджетные отношения, а на содержание социальных объектов расходуется каждый шестой рубль консолидированного бюджета. При этом данная нагрузка крайне неравномерно распределяется по регионам. Существует разрыв показателей разных субъектов более чем в 300 раз (табл. 1.1).

Передача всей социальной инфраструктуры в ведение местных органов власти (муниципалитетов) без создания системы обеспечения институциональной и финансовой базы, массовый вывод социальных объектов из общедоступного пользования через приватизацию и отказ от целого ряда социальных гарантий привели к существенному сокращению возможностей удовлетворения социальных потребностей людей, переносу основной ответственности государства на местный уровень, не имеющий финансовых источников. Ситуация стала особенно парадоксальной после принятия Налогового кодекса РФ, который значительно сократил налоговые поступления на муниципальном уровне. Ситуация продолжает усугубляться четко выраженной тенденцией к отставанию роста доходов и заработной платы от роста стоимости социальных услуг. Например, суммарная стоимость услуг ЖКХ по стране за 2002г. увеличилась для населения в 1,7 раза (со 170,6 млрд. руб. до 293,5 млрд. руб.), тогда как фонд заработной платы и доход местных бюджетов возросли в 1,3 и 1,4 раза.

социальный политика муниципализация самоуправление

Таблица 1.1 - Финансирование объектов социальной сферы, переданных на баланс городских бюджетов, в отдельных городах (регионах)

Город (регион)

%

от местных налоговых поступлений

%

от суммы федеральной поддержки

Москва

0,7

0,6

Ямала - Ненецкий АО

3,8

3,7

Респ. Башкортостан

4,1

4,0

Ханты-Мансийский АО

5,8

5,6

Санкт-Петербург

5,8

5,6

Нижний Новгород

7,0

6,4

Респ. Калмыкия

128,8

42,9

Респ. Дагестан

137,5

30,5

Костромская обл.

179,1

6,7

Корякский АО

242,6

71,3

Респ. Ингушетия

250,01

53,4

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Теории девиантного поведения
Взаимосвязи различных форм отклоняющегося поведения сложны, противоречивы, часто не отвечают обыденным представлениям. Для объяснения причин существующих форм отклоняющегося поведения разработано несколько различных систем, которые можно ...

Теоретико-методологические основы изучения проблемы медико-социальной помощи беременным женщинам. Понятие и сущность медико-социальной помощи
В настоящее время, когда все большее значение придается приоритетам общечеловеческих ценностей, феномен «здоровье» становится неотделимым от понятия устойчивого развития общества, а социальная составляющая является одним из ведущих его ко ...

Интернет технологий в системе оказания социальной помощи безработным. Анализ опыта служб занятости Европы и мобильности рабочей силы
Глобализация существенным образом повлияла на занятость в отдельных секторах экономики, поэтому все большему числу людей приходится адаптироваться к смене места работы или профессии. Рост мобильности рабочей силы — как в случае смены рабо ...