Бедность - как социальная проблема России

Информация » Власть и социальные патологии в современном обществе » Бедность - как социальная проблема России

Многие считают Россию страной с колоссальным масштабом бедности. Общественное мнение справедливо полагает бедность вопиющей проблемой.

Ни статистики, ни налоговые инспекторы - никто точно не знает, сколько в стране действительно бедных, сколько богатых. Есть только приблизительные оценки. Дифференциация доходов достигает угрожающих размеров: заработки 10% высокооплачиваемых россиян в 34 раза больше, чем у 10% низкооплачиваемых. В банковской сфере разрыв еще больше - 40 раз. Такого нет в развитых странах. При подобной поляризации становление среднего класса - опоры общества - чрезвычайно затруднено.

Существующая в России огромная разница в оплате труда во многих случаях не обоснована ни конкретным вкладом работников, ни достигнутыми экономическими результатами. В нынешней российской системе распространена практика, когда менеджеры высшего звена и руководители перераспределяют заработную плату в свою пользу, применяя так называемые теневые схемы. Это не по правилам цивилизованного рынка: от "серых" схем внакладе остается большинство работников. Для вывода зарплаты из тени нужны лишь политическая воля и жесткий контроль за соблюдением трудового законодательства. Сегодня система надзора за его выполнением такова, что позволяет повсеместно допускать нарушения.

Безусловно, социальная сфера и уровень жизни, в частности, напрямую зависят от состояния экономики. Чем выше её эффективность, производительность труда, тем быстрее будет расти средняя зарплата. На данном этапе эксперты предлагают использовать, прежде всего, два рычага - повышать уровень оплаты в бюджетной сфере и быстрее переходить на строго адресную социальную поддержку наиболее нуждающихся.Д. Д. Медведев, вступая в марте 2008 г. на президентский пост, провозгласил повышение уровня жизни одним из важнейших государственных приоритетов, предлагая тщательно продуманный комплексный подход: продвигаться вперед не по каким-то отдельным направлениям, а действовать по единой взаимоувязанной комплексной программе. В ней выделяются четыре главные проблемы - оплата труда, занятость, доступ к бесплатным или дотационным услугам, распределение социальных трансфертов. По каждой из них разработаны конкретные предложения.

Не менее актуальный и, может быть, один из самых трудных вопросов - чёткое разграничение полномочий между органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях. Соответственно должны быть скрупулёзно определены все источники финансирования и ответственность властей. Жизнь десятков миллионов граждан продолжает оставаться у нас на чрезвычайно низком уровне. Экономика не может развиваться в нищей стране. Выйти из нищеты, преодолеть негативные тенденции или хотя бы существенно переломить ситуацию в борьбе с бедностью - такова первейшая задача наших властей.

Механизмы для этого есть в мировой практике, они наработаны и российскими экспертами, которые справедливо считают, что кардинальных сдвигов можно добиться путём устойчивого подъёма экономики, а главное - повышением производительности труда. Остающийся высоким потенциал доверия россиян нынешнему Президенту, а с ним - власти в целом является, безусловно, важнейшим фактором стабильности, существенным условием вывода страны на траекторию уверенного подъёма. Но негативные процессы в социальной области, охватывающие большинство населения страны, опасны и тем, что могут начать постепенное "размывание" этого потенциала и вызвать массовое отчаяние и разочарование в обществе - чего допустить нельзя.


Статьи по теме:

Социально-экономическая неоднородность труда
При рассмотрении проблемы социального неравенства вполне оправдано исходить из теории социально-экономической неоднородности труда. Выполняя качественно несравнимые виды труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди ...

Организация и проведение исследования
Целью практической части нашего исследования является определение роли школьного инспектора в профилактике правонарушений несовершеннолетними в условиях образовательного учреждения (на примере МОУ «Тотемская средняя общеобразовательная шк ...

Анализ структуры мигрантов по возрастным группам
Данные о составе мигрантов представлены в таблице 2.4 Таблица 2.4. Состав мигрантов Кемеровской области по возрастным группам в 1999 году Число прибывших, чел. Число выбывших, чел. 1 2 3 1 2 3 Всего ми ...