Учреждения образования как основные субъекты социальной адаптации детей с ОПФР
Страница 2

Информация » Факторы социализации и социальной адаптации детей-инвалидов в современном обществе » Учреждения образования как основные субъекты социальной адаптации детей с ОПФР

-четкого взаимодействия всех специалистов учреждения на всех этапах сопровождения с особым учетом рекомендаций врачей;

-необходимости сочетания образовательной, коррекционной и лечебной деятельности;

-отработанной динамической системы гибкого перевода с одного варианта обучения на другой в зависимости от динамики и возможностей ребенка;

-включение родителей в деятельность учреждения как участников реабилитационного процесса.

Независимо от организационной формы, основные направления организационно-методического обеспечения образовательного и коррекционного процесса в учреждениях образования следующие:

-разработка и уточнение индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка с учетом его актуальных возможностей;

-разработка, уточнение с учетом данных динамического обследования -и реализация схем и программ сопровождения;

-гигиеническое нормирование нагрузок;

-обеспечение преемственности и последовательности в работе с ребенком;

-организация и проведение психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк).

Специфика сопровождения в учреждениях образования такова, что весь коллектив сотрудников участвует в создании условий для благоприятного развития ребенка. Работая в идеологии «команды», каждый специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности.

1. Учитель- дефектолог:

-педагогическая и логопедическая диагностика и уточнение индивидуальных образовательных маршрутов;

– коррекция развития речи;

-обеспечение индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий с детьми в соответствии с избранными программами.

2.Педагог- психолог:

-психологическая диагностика;

-психологическое консультирование;

-психотренинг;

-психокоррекция и психотерапия;

-разработка и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребенком с учетом данных психодиагностики.

3.Социальный педагог:

-объективное изучение условий жизни и семейного воспитания ребенка;

-изучение социально-психологического климата и стиля воспитания в семье;

-обеспечение законодательно закрепленных льгот детям с нарушениями в развитии и их семьям;

-решение конфликтных социальных проблем в пределах компетенции.

4.Воспитатель:

-определение уровня развития разных видов деятельности ребенка;

-определение особенностей коммуникативной культуры и активности;

-определение уровня сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего, по данным оценки изобразительной и трудовой деятельности);

-определение навыков самообслуживания согласно возрастному этапу;

-реализация рекомендаций учителя, психолога, врача (организация режима, развивающих и коррекционных игр и т. д.)

5. Врач:

-организация медицинской диагностики и проведение ее отдельных элементов в соответствии с уровнем квалификации и специализацией;

-организация и контроль антропометрии;

-уточнение схем медикаментозного, физио- и фитотерапевтического лечения, лечебной физкультуры и массажа с динамическим контролем;

– разработка медицинских рекомендаций другим специалистам.

6.Старшая медицинская сестра:

-обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима;

– ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием детей;

-проведение физиотерапевтических процедур;

-контроль за питанием детей.

7.Физрук:

-реализация программ физического воспитания с учетом рекомендаций других специалистов.

8.Музыкальный руководитель:

-реализация программ музыкального воспитания;

-реализация программ дополнительного образования с элементами музейной, музыкальной, танцевальной, креативной, театральной терапии с учетом рекомендаций педагога-психолога и обязательным представлением для психологического анализа продуктов детского творчества как проективного материала.

9. Представитель администрации – руководитель службы сопровождения:

-перспективное планирование деятельности службы;

-координация деятельности и взаимодействия специалистов;

-контроль за организацией работы, анализ эффективности.

Цикл организации индивидуального сопровождения ребенка достаточно наглядно и полно раскрыт М.Р.Битяновой (1997). Представляется целесообразным определить в качестве приоритетных следующие области деятельности:

-базовая и динамическая диагностика;

-организационно-методическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса;

-организация взаимодействия с родителями и их обучения.

Этапы индивидуального сопровождения ребенка:

1 этапом по сопровождению ребенка является сбор информации о ребенке.

2 этап – анализ полученной информации.

3 этап – совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов; составление плана комплексной помощи для каждого «проблемного» воспитанника.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Роль семьи в социализации ребенка
Многие отечественные исследователи отмечали, что семья является той микросредой, где ребенок получает чувственный опыт. Для душевного состояния детей чрезвычайно важно, чувствуют ли они в семье, что их любят, значимы они для родителей или ...

Специфические методологические принципы социального управления
Если общие методологические принципы научного управления социальными процессами отражают больше междисциплинарный подход, то специфические методологические принципы связаны с социологическим аспектом выделения принципов. К ним можно отнес ...

Учение – социокультурная деятельность
Учение означает основное внутреннее содержание образования. Пока учение не будет рассматриваться как непосредственная предметная область социологии образования, пока данная наука не сможет проникнуть в суть процесса учения (выразить его ...