Особенности реализации индивидуальной программы реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического интерната

Информация » Особенности реализации индивидуальной программы реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического интерната

Социальная работа - важнейшая область социальной сферы жизнедеятельности общества, представляющая собой особый вид деятельности, цель которого удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения созданию условий содействующих восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию.

www.morebanks.ru

В соответствии с Федеральным Законом РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидом является лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности, вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите. В настоящее время численность инвалидов приближается к 10 млн. чел. (около 7% населения) и продолжает расти. Особенно рост численности инвалидов значителен за последние 3 года и не будет, пожалуй, преувеличением утверждение, что в не столь отдаленной перспективе России грозит “инвалидизация всей страны”, во всяком случае, всего ее населения в пенсионных возрастах. В Вологодской области по состоянию на 1 января 2007 года проживает 1227.4 тыс. человек, из них 258 тыс. граждан пожилого возраста (21% от числа всех жителей области), более 254.5 тыс. детей в возрасте до 18 лет (20.7% от числа всех жителей области). Отмечается увеличение количества инвалидов со 124.3 тыс. человек в 2003 году до 137.2 тыс. человек в 2006 году (11% от числа всех жителей области), из них 39.8 тыс. человек составляют инвалиды трудоспособного возраста, 5.3 тыс. человек - дети-инвалиды. В перспективе ожидается дальнейший рост числа инвалидов трудоспособного возраста. Несмотря на существующие макроэкономические и финансово-бюджетные ограничения, с которыми сталкивается экономика, очевидно, что при таких масштабах и процессах игнорировать проблему инвалидности российское государство позволить себе не может.

Вот почему государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета

их потребностей в соответствующих государственных программах, предоставления социальной помощи в предусмотренных законодательством видах в целях устранения препятствий в реализации инвалидами прав на охрану здоровья, труд, образование и профессиональную подготовку, жилищных и иных социально-экономических прав.

Особенно нуждаются в социальной помощи люди с ограниченными возможностями. Их познавательные возможности в сравнении с нормально развивающимися членами общества не создают прочной основы для усвоения необходимого спектра социальных, общественных и других форм жизни. Степень интеграции этих лиц в общество зависит от уровня их социально-бытовой ориентации и профессионально-трудовой подготовки.

Актуальность исследования заключается в выявлении значимости реализации индивидуальной программы реабилитации как оптимального метода реабилитации людей с ограниченными возможностями в психоневрологических интернатах.

В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Например, Дементьева Н.Ф. и Холостова Е. И. работали над раскрытием теоретических аспектов социальной реабилитации, её сущности и содержания. К.К. Платонов занимался вопросами социальной реабилитации военнослужащих.

Для систематизации мер социальной реабилитации, обеспечение контроля над ходом реабилитационного процесса, возможности внесения корректив и т.д. необходима индивидуальная комплексная программа реабилитации. В ней должны быть отражены основные аспекты (звенья) реабилитации, задачи каждого аспекта, меры реабилитации, их объем, сроки проведения и контроля, а также методы реабилитаций. Необходимы также данные о реабилитационном потенциале, под которым понимается совокупность имеющихся физиологических, психических и физических особенностей и задатков, позволяющих при создании определенных условий в той или иной степени компенсировать или восстанавливать нарушенные сферы жизни и деятельности.

Цель работы:

проанализировать особенности реализации индивидуальной программы реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологических интернатах.

Задачи работы:

1. Проанализировать специальную литературу по вопросам реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологических интернатов.

2. Определить роль индивидуальной программы в реабилитации людей с ограниченными возможностями.

3. Показать значение индивидуальной программы как способа и средства реабилитационного воздействия

4. Проанализировать применение индивидуальной программы в реабилитации людей с ограниченными возможностями в ВПНИ №1

5. Определить направления работы с людьми с ограниченными психическими возможностями для их дальнейшей адаптации и реабилитации.

Проблема исследования

заключается в выявлении значимости реализации индивидуальной программы реабилитации как оптимального метода реабилитации людей с ограниченными возможностями в психоневрологических интернатах.

Объект исследования:

процесс реабилитации людей с ограниченными возможностями.

Предмет исследования:

влияние индивидуальной программы на реабилитацию людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического интерната.

Гипотеза исследования:

анализ реализации индивидуальной программы реабилитации в психоневрологических интернатах даёт возможность определить дальнейшие направления работы с людьми с ограниченными (психическими) возможностями для улучшения дальнейшей их адаптации и реабилитации.

Методы исследования:

теоретические методы - анализ научной литературы, анализ документов, изучение документации специалистов; эмпирические методы - анкетирование, обобщение опыта.

Практическая значимость:

заключается в применении индивидуальной программы для реабилитации людей с ограниченными (психическими) возможностями медицинским персоналом, психологами, специалистами по социальной работе, социальными работниками, воспитателями и другими специалистами в условиях психоневрологических интернатов.


Статьи по теме:

Теоретические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Научно-теоретические основы анализа проблем социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.
История развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что она прошла сложный путь - начиная от физического уничтожения, непризнания изоляции «неполноценных членов» до необходимости интеграции лиц с различными физическими дефектами ...

Результаты исследования сформированности социальной адаптации подростков
Личность подростка с отклоняющимся поведением является центром проблемы девиации. Изучение такой личности и ее коррекции - один из важных вопросов в профилактике отклонений. Именно поэтому, проблеме деформации личности подростков посвящен ...

Согласование методологических стратегий. Плюрализм или синтез?
Совместимы ли методологические стратегии? Можно ли их согласовать друг с другом? Означает ли использование одного подхода практическую невозможность использования другого? Попытаемся ответить на эти вопросы, характеризуя уже сложившиеся и ...