Рабочий класс в постсоветский период

Информация » Рабочий класс в постсоветский период

Сложные политические процессы, начавшиеся с развалом Советского Союза, и сейчас имеют место в России. Они отражаются на всем обществе, всех его классах и группах. Рабочий класс является одной из основных групп как среди экономически активного населения, так и в социальной структуре общества в целом. С учетом того, что в советское время и экономические, и политические отношения были другими, положение рабочего класса очень изменилось. А ведь и по численности, и по своей способности влиять на политические процессы с помощью профсоюзов, пролетариат занимает далеко не последнее место в иерархии общества. То, как Россия будет восстанавливать свой индустриальный потенциал и развивать экономику, зависит именно от рабочего класса, от его структуры, уровня жизни, степени мотивации и заинтересованности.

В социологических исследованиях все реже и реже появляется тема рабочего класса. Тем не менее, я считаю, что изучение рабочего класса занимает пусть и небольшое, но, безусловно, важное место в контексте социологической науки в силу своей важности для политики и экономики страны.

В процессе изучения темы мною были использованы следующие публикации:

1. Алашеев С.Ю. Неформальные отношения в процессах производства: взгляд изнутри//Социологические исследования. 1995. № 2. Автором рассматривается то, как в организации производства участвуют неформальные отношения. Источником размышлений стали материалы интервью, групповых бесед, наблюдений, проведенных самарскими социологами в 1992—1993 гг. на двух крупных промышленных предприятиях города, а также личные впечатления.

2. Беленький В.Х. Рабочий класс как объект социологического анализа//Социологические исследования. 2003. № 1. По мнению автора, рабочий класс России находится в состоянии социальной растерянности. Его коренные экономические интересы нигде не отстаиваются, так что рабочие зачастую и не понимают, в чем эти интересы состоят. Рабочий класс полностью лишен самостоятельности, свободы в трудовой сфере.

3. Беленький В.Х. К вопросу об идеологии рабочего класса // Социологические исследования. 2008. № 12. В статье рассмотрены различные представления о рабочем классе России и его идеологии. Утверждается, что решение насущных проблем рабочего движения требует создания марксистской партии с учетом изменившихся политико-экономических условий. Отмечается, что в идеологическом развитии рабочего класса большую роль может сыграть социологическая наука.

4. Булавка Л.А. Нонконформизм: социокультурный портрет рабочего протеста в современной России. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 176 с.

В книге исследован опыт забастовок и протестных рабочих движений. Использован как анализ автором прошедших событий, так и обращения к непосредственным участникам движений.

5. Максимов Б.И. Рабочий класс, социология и статистика//Социологические исследования. 2003. № 1. Автор полемизирует с некоторыми выводами статьи В.В. Трушкова. Дефицит квалифицированных рабочих, который наблюдается в последние годы, вызван, по его мнению, не перетеканием рабочего класса в класс буржуазии, а снижением общего квалификационного уровня рабочих.

6. Максимов Б.И. Состояние и динамика социального положения рабочих в условиях трансформации // Социологические исследования. 2008. № 12. По мнению автора, положение рабочих, как и изменения самой группы, предстают в качестве показателя влияния реформ и как базовый фактор, определяющий их социальную активность. С наступлением же кардинальных реформ положение рабочих ухудшалось, притом практически по всем параметрам, относительно прежнего состояния и в сравнении с другими социально-профессиональными группами работников.

7. Темницкий А.Л. Коллективистские ориентации и практики трудового поведения // Социологические исследования. 2008. № 12.По мнению автора, коллектив играет решающую роль в организации трудового процесса. В связи с этим он рассматривает такие факторы, как степень желания оказания помощи в трудовых коллективах и удовлетворенности взаимоотношениями, используя данные социологических исследований.

8. Трушков В.В. Современный рабочий класс России в зеркале статистики // Социологические исследования. 2002. № 2. Автор отмечает, что рабочий класс как понятие и объект исследования практически исчез из общественного поля зрения. В связи с этим автор задается вопросом, что же собой представляет рабочий класс на рубеже веков? Утратил ли он право быть и называться гегемоном? Свои размышления по этому поводу автор строит, опираясь на данные российского статистического ежегодника за 2000 г.

Объект изучения

Объектом изучения является

российский рабочий класс постсоветского периода.

Предмет изучения

Предметом изучения представляется социальная составляющая жизни рабочего класса – численность, материальное благосостояние, быт, демография, уровень жизни; а также отношения в процессах производства в коллективах и с работодателями.

Территориальные рамки

В рамках данной темы будет рассматриваться Российская Федерация.

Хронологические рамки

Я буду рассматривать

период с 1992 по нынешнее время. Нижняя хронологическая грань связана с развалом СССР и соответствующим изменением структуры российского общества и положения непосредственно рабочего класса.

Цель и задачи

Раскрыть образ пролетариата в постсоветское время.

Своими задачами я ставлю определение того, что представляет собой рабочий класс в данный промежуток времени (его численность, уровень жизни, коллективные отношения) и как оценивается положение рабочих в России.

Методология исследования.

При изучении найденного материала я пыталась выявить закономерности (общее и особенное). При этом в большинстве статей рабочий класс рассматривался с похожих сторон (численность, отношения в коллективе, положение в целом и т.д.). Так что в своей работе я обобщала похожий найденный материал.

Источниковая база

В качестве источника я использовала опрос, проведенный Фондом общественного мнения «Настроения рабочего класса». Рабочим был задан вопрос: «Скажите, пожалуйста, какие из перечисленных слов точнее всего отражают лично Ваше настроение в последнее время?». Настроение интерпретируется исследователями как целостное эмоциональное ощущение жизни человеком, общий настрой, «расположение духа». В настроениях отражается и на них влияют не только индивидуально-личностные ситуации, но и некоторые общие для группы объективные обстоятельства. Опрос этот, таким образом, отражает отношение рабочего класса к ситуации в стране путем выражения их недовольства или удовлетворения.


Статьи по теме:

Результаты воздействия массовых коммуникаций
Можно говорить о следующих результатах воздействия на индивидуальное и массовое сознание: поведенческий эффект, активация, деактивация, эмоциональный эффект - влияние на страсти человека, появление страха и отчуждения, познавательный эффе ...

Основные группы ценностных ориентаций современного российского студенчества
Система ценностных ориентаций имеет динамический, подвижный характер. В современной теории ценностных ориентаций вся система делится на три большие группы. Они, в соответствии с триадой "вечных ценностей" - Истина, Добро, Красот ...

Организация социальной работы по формированию правовой культуры воспитанников в Центре Помощи Детям, оставшихся без попечения родителей. Реализация программы по формированию правовой культуры воспит
Разработанная нами программа формирования правовой культуры у воспитанников Центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей «Аистенок», включает в себя правовое обучение, правовой клуб, повышение правовой культуры воспитателей. Уч ...